Рубрика Воспитание:
Поощрение и наказание как эффективные методы воспитания дошкольников и младших школьников
Даже взрослые люди работают более старательно, если уверены в том, что труд их будет хорошо оплачен. И, наоборот, часто теряют интерес к самому любимому делу, если оно не приносит желаемых доходов. Что же тогда говорить о детях? Они точно так же проявляют намного больше прилежания, если знают, что родители обязательно заметят и поощрят их усердие.
Виды поощрения
Поощрение вовсе не обязательно должно быть материальным. Есть много других весьма приятных для ребенка моментов:
1. Можно просто хвалить детей. Похвала – очень действенный метод воспитания: ребята привыкают быть «хорошими»!
2. В присутствии ребенка рассказать о его хороших поступках родственникам или друзьям Дети любят быть «героями» положительных историй.
3. Выполнить какую-либо просьбу малыша, не связанную с материальными затратами. Например, разрешить ему в этот день дольше посмотреть мультфильм или поиграть в какую-либо игру, попозже лечь спать.
4. Приготовить любимое блюдо сына или дочери, купить какое-нибудь лакомство.
5. Разрешить пригласить в гости друзей.
За что дарить подарки?
Материальное поощрение должно быть в какой-то степени эквивалентно значимости поступков ребенка. Не стоит бежать в магазин за дорогой игрушкой только потому, что малыш в течение дня ни разу не закапризничал и выполнял все просьбы родителей. Достаточно будет вечером похвалить его за примерное поведение и, возможно, поощрить сладостями или еще какой-нибудь мелочью.
В то же время, если вашего сына или вашу дочь постоянно отмечает воспитатель в детском саду либо учитель в школе, ставит в пример другим детям, обязательно нужно периодически поддерживать желание ребенка быть «лучшим» какими-то подарками, пусть даже небольшими. Только не просто купите ребенку приятную мелочь, а обязательно предварительно проведите параллель: вы дарите ему игрушку, книжку, набор для рукоделия или что-то еще только потому, что в течение нескольких недель он отлично себя вел!
Пусть исполнится мечта
Можно подойти к выбору материального поощрения для ребенка и по-другому: не размениваться на мелкие подарки, а купить ему на Новый год или ко дню рождения очень дорогой подарок. А для того чтобы узнать, о чем мечтает маленький адресат, можно пойти на небольшую хитрость. Например, за несколько месяцев до наступления праздника заглянуть вместе с ребенком в магазин и позволить ему выбрать самую интересную для него игрушку. Но не покупать ее сразу, а объяснить, что эта вещь достаточно дорогая и ее нужно заслужить! Иными словами поставить перед ребенком условие: мечта его обязательно сбудется, но только в том случае, если в течение следующих нескольких месяцев он будет вести себя образцово.
Плохое поведение должно быть наказано
Ни о каких подарках и развлечениях не может идти речи, если ребенок ведет себя плохо. В возрасте пяти-шести лет малыш, если родители систематически и целенаправленно объясняют ему правила поведения дома и в обществе, уже может дать приблизительную оценку своим действиям. Он прекрасно понимает, что раздражает родителей нытьем, плачем, капризами, непослушанием. Отсутствие реакции на замечания со стороны взрослых – это лишь свидетельство того, что он не привык подчиняться, и такое поведение ему, возможно, чем-то выгодно. А выгода может быть следующая:
1. Взрослые были заняты своими делами, ребенок закапризничал и сразу оказался в центре их внимания.
2. Слезы и истерики позволяют манипулировать родителями: малыш обещает успокоиться, но только в том случае, если его просьбы будут тут же выполнены.
3. Ребенок так развлекается: он знает, что серьезного наказания за непослушание не последует.
Как можно наказать ребенка?
Наказание также должно быть пропорционально вине. За небольшую шалость ребенка можно поставить в угол, спрятать его любимые игрушки, сократить время прогулки, лишить сладостей, запретить смотреть телевизор. Если проступок был серьезным и ребенок совершил его умышленно, родители должны дать ему прочувствовать степень вины. Для этого вовсе не обязательно наказывать сына или дочь физически – это самая худшая мера; чувство раскаяния можно пробудить и словом. Нужно очень строго поговорить с маленьким хулиганом, объяснить возможные последствия его плохого поступка. Хорошей воспитательной мерой может быть и молчание родителей: нежелание последних отвечать на вопросы, поддерживать разговор станет серьезным наказанием для тех детей, привыкших к постоянному вниманию со стороны старших.
Последовательность – важнейшее условие успешного воспитания
Какие бы методы поощрения и наказания для своего ребенка ни выбрали родители, они обязательно будут эффективными только тогда, когда сами взрослые последовательны в своих действиях. Нельзя один раз ребенка за какую-либо провинность наказать, а в другой раз такой же негативный поступок не заметить. Точно так же нельзя хвалить и поощрять ребенка «под настроение»: у детей должна быть стабильная мотивация быть примерными!
Ольга Крусь (учитель)
специально для сайта www.papaimama.ru
Поиск по сайту
Похожие статьи
Обсуждаем
в рубрике «Воспитание»:
Полностью согласна ребенку нужно…
Полностью согласна ребенку нужно говорить и нет и нельзя, в жизни много чего будет нельзя, вседозволенности никогда не будет, важно что бы ребенок еще в детстве перенес разочарование от отказа, тогда и во взрослой жизни он перенесет это легко, может ребенок привыкший к вседозволенности и будет психовать первое время, но при правильном поведении родителей это быстро пройдет.
Будьте здоровы! Берегите себя и близких. Любите свою Родину. Помните свою историю 🌷
А как сделать так, чтобы ребенок хотел…
А как сделать так, чтобы ребенок хотел помогать маме с домашними делами? Не скажу, что дочка никогда не помогает, но все хотелось, чтобы это было систематически.
Ольга Николаевна! Спасибо за внимание…
Ольга Николаевна! Спасибо за внимание к нашей теме. Хочу ответить вам, сын с которыми проблемы в школе он не самый старший, у него есть старший брат ему 19 лет а этому в декабре будет 7. В садике у нас особых проблем не было. И любим мы его очень сильно мы его долго ждали и маленькие младшие дети никак не забрали любви больше, ему даже сказать любви досталось больше. У психологов мы были у очень хороших у двоих и оба дали одинаковое заключение о том что ребёнок никак не обделён в любви сказали что это проблема учителя. Вот я и прошу совета как восстановить его самооценку ту что понизил учитель.
Ребенок гиперактивный, проблемы с…
Ребенок гиперактивный, проблемы с общением с детьми были в садике не играл со всеми детьми и не хотел участвовать в сценках и мероприятиях говоря что ему не интересно. Он совсем не глупый мальчик, очень смышленый, общительный, читает потихоньку, пишет очень аккуратно но дома в школе не хочет совсем писать, считает и решает примеры, но что касается поведения… . Ходили к двум психологам сказали что очень сообразительный и умный ребёнок просто надо учителю его завлечь в учебный процесс. Но учитель не хочет ничего делать она новенькая без опыта работы преподает первый год. И гнобит ребёнка в том что он ходит по классу.
В декабре этого года ему исполнится 7лет и в сентябре он пошел в школу в 1-й класс, с первых же дней посещения школы , учительница говорила нам о его неусидчивости и не понимании того, что идет урок и что нужно сидеть тихо, слушать учителя и делать то, что говорит учитель. Она терпела и надеялась, что ребенок адаптируется и все изменится к лучшему. Но за 2,5 месяца (сентябрь, октябрь и часть ноября) ничего к лучшему не изменилось. Ребенок не только срывал уроки (мог встать и ходить по классу, мог выйти из класса и прогулять урок, мог петь песню на уроке и оправдывать себя тем, что ему скучно ), но и обижал детей ( мог ударить кулаком в живот на то что дети его обзывают, "дурачком" я так полагаю его по неопытности или по глупости назвала Учительница. В том чтоб ребёнок дрался никогда не был замечен т.к. дома есть младшие братья (у меня 4 детей и очень порядочная и благополучная семья) и дома не ра
Дома беседы с ребенком проводили и по хорошему, и по плохому, и разговорами, и кнутом, и пряником. Каждое утро напоминали ему о том, как нужно вести себя в школе, просили его не срывать и не прогуливать уроки. На что он уверенно отвечал: «Я все это знаю…» и обещал вести себя хорошо. Когда его ругают, он клянется в том, что больше так не будет, но через час, а то и меньше может опять выдать что нибудь…
Наши рубрики
Беременность
Родителям
Детский доктор